В повседневной эксплуатации металлоконструкции, тележка, канаты и подкрановые пути постоянно подвергаются разрушающему действию пяти основных факторов.
Установленный на свое рабочее место мостовой кран испытывает нагрузку как под собственным весом своей конструкции и механизмов, так и под действием сил, возникающих при подъеме и перемещении грузов. При этом все действующие силы разделяются на статические и динамические. Первые возникают под влиянием массы крановых элементов и поднимаемого предмета в состоянии покоя, вторые – при разгоне и торможении.
При этом все виды нагрузки одновременно и по-отдельности вызывают в компонентах крана такие виды напряжений, как:
Они могут иметь как постоянный, так и периодический характер. Результат их действия – обратимые и необратимые деформации элементов крановой конструкции. Пластичное, или необратимое, изменение компонентов грузоподъемного механизма может возникать даже при небольших перегрузках, превышающих эксплуатационные нормы. Наглядным примером этого является растягивание проволок грузоподъемного каната с его вытягиванием.
Увеличение длины приводит к тому, что нарушается работа ограничителя шпиндельного механизма по высоте подъема груза, что в свою очередь может привести к аварийной ситуации самого крана. Мерой профилактики подобных последствий должен стать постоянный контроль параметров работы после выхода мостовых кранов с завода и запуска его в эксплуатацию, а также своевременный технический осмотр на предмет необратимых повреждений деталей.