Смазывание трущихся элементов крановых механизмов уменьшает силы трения, сохраняет работоспособность, защищает от процессов коррозии и механического износа.
Одним из основных факторов, разрушающе действующих на крановые механизмы, является сила трения. Она приводит не только к износу соприкасающихся узлов и деталей, но и делает невозможным полное проявление заданных технических характеристик целыми агрегатами (потери на силы трения). Поэтому самым эффективным способом предотвратить такие процессы является введение смазочного материала в место контакта элементов. Кроме того, вещество смазки предотвращает прямой доступ агрессивных газов из атмосферы, что также защищает от процессов коррозии.
Все узлы современных грузоподъемных механизмов работают преимущественно в условиях граничной смазки. Это значит, что между поверхностями сопряженных элементов всегда присутствует тончайший слой смазывающего вещества. Благодаря этому возникающее в масляной пленке давление препятствует полному сближению элементов, что обеспечивает им необходимые для проявления работоспособности параметры скольжения и защиту от изнашивания трущихся поверхностей.
Для обеспечения граничной смазки применяют следующие материалы:
Главной характеристикой смазочного материала является кинематическая вязкость. От величины этого параметра зависит его расход и степень износа механизмов, а также место конкретного применения на мостовом однобалочном опорном кране или ином грузоподъемном механизме.